Икона "Страшный суд" 16 век.
Икона "Страшный суд" второй половины 16 века , псковской школы, с которой я провела больше года, работая с ней на дипломе. Икона теперь находится в экспозиции Псковского музея заповедника и ее можно увидеть вживую. Но увидите вы ее в таком виде, каким ее задумал иконописец 16 века. Ко мне в руки она пришла совершенно в другом виде.
"Страшный суд" 143х130х4.3 см яичная темпера втор.половина 16 века. Псковская школа. Общий вид после раскрытия авторской живописи. В таком виде икона представлена в музее
Из истории иконы известно только то, что в годы ВОВ она была вывезена в Германию, после ВОВ передана в Новгородский музей, затем возвращена Псковскому музею.
Я не буду описывать множество технических операций по укреплению живописи, а покажу как с течением времени она изменялась. Это своего рода слоеный, разновременной пирог .
Вот общий вид в процессе раскрытия авторской живописи. Синяя темная часть справа -это и есть поздняя запись. Икона была записана вся и на несколько раз.
Процесс позднейших записей вполне объясним. Со временем олифа (покровной слой живописи) темнела, какие -то участки становились потертыми, и лучшим способом обновить внешний вид иконы, было переписать ее поверх темного лака. Со времени рождения иконы, с 16 века, ее поновляли много раз . На этом образце запись выполнена щадяще, в пределах авторского рисунка, а бывают и другие примеры, вплоть до изменения сюжета.
Каждый этап обязательно фотофиксируется. Решение о любом вмешательстве принимает реставрационный совет музея.
Вот несколько фрагментов поближе. Чтобы раскрыть такой фрагмент, нужно 1-1,5 месяца. Работа идет по сантиметрам, послойно. Конечно же используется микроскоп.
Контрольные участки (темненькие квадратики), оставляют для наглядности -сколько слоев записи было, и для фотофиксации. Некоторые контрольные участки оставляют. В моем случае, их было решено удалить.
Когда икона полностью раскрыта , делают тонировки- восполняют утраты авторской живописи. Делают это для того, чтобы икона воспринималась более цельно. Тонировки акварельные, поэтому, при желании их можно легко удалить.
Когда работаешь с иконой неразлучно в течении года, то становишься уже ее частью! Я рада, что приняла участие в сохранении такого значимого экспоната.
Икона "Апостолы Филипп и Иаков"
Икона 18 века "Апостолы Филипп и Иаков". Наверное, это одна из самых интересных икон, что мне приходилось реставрировать. Сложно определить к какой школе принадлежал иконописец, но я бы с уверенностью назвала его иконописцем вне школы, а лучше просто художником! Потому, что среди иконописцев людей по настоящему творческих , выражающих свое лицо и мировосприятие , но в рамках канона ,очень мало.
К нам в Академию поступил целый иконостас, в очень плачевном состоянии. Иконы внесли горизонтально, потому, что весь красочный слой был изуродован бороздами вздутой краски, едва держался и был покрыт слоем непроглядной копоти и пыли
Иконы принадлежат церкви Покрова Богородицы села Борута Новоржевского района Псковской области .
Когда красочный слой иконы был укреплен, она выглядела так, как на картинке 3. Икона находилась под толстым слоем поздней записи. (как потом оказалось и не одной). Никто не мог подумать, что под слоем толстенной "розовой" , мутной записи может быть такая яркая, красочная живопись.
В процессе раскрытия авторской живописи, принято оставлять контрольные участки слоев записи, чтобы было наглядно понятно сколько их. Делается это для документации, только для фото. Хотя, в некоторых случаях контрольки оставляют на полях икон. На музейных иконах контрольки можно увидеть. Например, на фото 4 видно, что записи было две. Очень наглядно видно на изображении неба. Поверх авторского слоя 1 запись. синяя запись с красными буквами, 2 запись грязно-розовая с золотыми буквами.
Когда икона раскрыта от записей, то делаются мастиковки, поверх которых будут положены тонировки.
На фрагментах можно разглядеть поближе слои записей. На фрагменте 2А видно два слоя записей. В одном из промежуточных слоев были позолочены нимбы.
Мне очень нравится живопись на данной иконе. Это что-то почти итальянское. Уже не русская традиционная икона , но еще и не реализм. Лицо написано очень тонко. Была бы моя воля, я бы оставила икону в таком состоянии, но это иконы для церкви, поэтому принцип реставрации должен быть несколько иной, чем музейный. Нужно максимально восстановить утраченные участки.